Можно ли получить эффективное здравоохранение за меньшие деньги?

16 мая 2014 г. в Общественной палате РФ состоялась конференция, посвященная вопросам повышения эффективности бюджетных расходов в системе здравоохранения РФ.

Открыла конференцию Ирина Зубкова, заместитель директора департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения Минздрава РФ, которая в своем докладе подвела некоторые итоги работы ведомства.

Успехи здравоохранения

«Главный результат – реальное влияние на здоровье россиян», – отметила она. По ее данным, увеличилась продолжительность жизни, и у женщин достигла максимального значения за всю историю – 76 лет. В прошлом году была зарегистрирована наименьшая убыль населения, снизилась младенческая и материнская смертность.

«Мы сумели преодолеть перекрест и выйти на естественный прирост населения», - подчеркнула Зубкова.

Спикер подчеркнула, что снизилась смертность россиян от сердечно-сосудистых заболеваний и от туберкулеза. Что касается онкологический заболеваний, то хотя их и стало меньше в 31 субъекте РФ, в масштабах всей страны показатель не изменился. И главный вывод – необходимо выявлять их на ранних стадиях.

Благодаря успехам экстренной медицинской помощи тенденция к росту смертности от ДТП преодолена. Причина же 75% летальных исходов таких аварий – в травмах, несовместимых с жизнью.

Неплохо, по словам Зубковой, обстоит дело и с программой модернизации, которая была расширена благодаря экономии средств в 2012 г. Была построена сотня медучреждений, закуплено оборудование, в том числе аппаратура для МРТ. Кроме того, перевыполнен исходный план по ФАПам и амбулаториям, увеличилась доля сельских аптечных организаций, в некоторых регионах работают теплоходы и поезда здоровья.

«В 2013 г. мы вернулись к широкомасштабной диспансеризации, но с высокими дифференцированными подходами», - заявила в своем докладе Ирина Зубкова и привела некоторые цифры. Было диагностировано порядка 1,8 млн сердечно-сосудистых заболеваний, более 31 тысячи онкологических. При этом наиболее часто выявлялись потенциально излечимые онкозаболевания – рак молочной железы и рак предстательной железы.

Среди детей диспансеризацию прошли более 14 млн. 83% из них отнесены к 1-2 группам здоровья. Среди детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в первые две группы здоровья попали лишь 40%.

Кадровый голод

В ответ на информацию директора департамента Минздрава заместитель председателя комитета Государственной Думы по охране здоровья Сергей Дорофеев привел свои данные. По его словам, сегодня наблюдается дефицит кадров – не хватает каждого третьего врача, и принципиальных сдвигов нет. Почти половина медработников – предпенсионного и пенсионного возраста, специалисты же со стажем работы до трех лет составляют не больше 5-7%. И несмотря на то, что появился целевой набор, есть программа по кадрам, похвастаться пока нечем и вряд ли что-то изменится в ближайшее время.

«Если мы говорим об эффективности, то надо понять, что за 12 минут (время, отпущенное на прием – авт.) ее не будет», - замечает спикер Госдумы. И компьютеризация лечебного процесса нисколько не способствует его оптимизации. Поскольку врачи пожилого возраста не могут освоить эту работу, а молодых – еще катастрофически мало.

Не так прекрасно обстоит дело и с модернизацией. Как метко заметил Дорофеев, если ФАП обшили сайдингом, но, по сути, он так и остался пятистенной избой – говорить о современном здании не приходится. Хотя, безусловно, имеются примеры и установки дорогих передвижных ФАПов. Во многих субъектах РФ под детские типовые поликлиники приспособлены старые полуподвальные помещения, которые даже в СанПиНы порой не вписываются – организовать в них новое модернизированное учреждение невозможно, считает Сергей Дорофеев и предлагает разработать новую федеральную программу по строительству лечебных учреждений.

Чудес не бывает

Говоря о диспансеризации, Сергей Дорофеев подчеркнул, что представленные цифры необходимо проверять, поскольку «диспансеризация – это проблема не граждан, не власти, не медицинских работников, а только главврачей. С них требуют, вот они цифры и выдают».

По его мнению, желание Минфина получить бóльшую эффективность за меньшие деньги вполне понятно с точки зрения финансистов, вызывает много вопросов с точки зрения системы здравоохранения. «Решили мы все проблемы?.. Может, только треть, остальные – нет… Можем позволить не наращивать расходы на здравоохранение? Нет! – заметил Дорофеев. – Нам говорят, что в абсолютном значении денег на здравоохранение стало больше. Но если посмотреть в относительных цифрах – в процентах к ВВП – из года в год они уменьшаются. Этих денег явно недостаточно…».

«Можно ли получить эффективность на меньшие средства? – задался вопросом Фарит Кадыров, заместитель директора ФГБУ «ЦНИИОИЗ». – Можно, если пациентов в больнице не кормить, лекарства не давать…»

Финансовая мотивация

Что же делать в условиях, когда рекордные суммы, выделяемые на реформу здравоохранения, остались в прошлом? На конференции в который раз прозвучала мысль, что заботиться о своем здоровье – это обязанность граждан. По мнению Дорофеева, пришло время каждому гражданину осознать ответственность за свое здоровье.

И за рубежом каждый человек обязан хотя бы раз в год прийти к врачу. У нас же пока этого нет. Помочь сформировать мотивацию могут разнообразные, в том числе финансовые рычаги.

«Исторически сложилось, что наша система здравоохранения настроена на лечение больных, – уверен парламентарий. – Хотя все говорят, что отличительная особенность нашего здравоохранения - профилактическая направленность, но если мы проанализируем настройку самой системы, то никаких мотиваций на профилактику не создано».

По его мнению, необходимо выстроить систему экономической мотивации граждан проходить диспансеризацию и заботиться о здоровье, а для работодателей – экономические преференции. Чтобы те, кто пришел, по его образному выражению, «получал пряники». Эту систему нужно внести в программу госгарантий и сделать обязанностью граждан и работодателей.

Резолюция по итогам конференции.

Источник: РИА АМИ


Читайте также:
Система финансирования здравоохранения нуждается в существенном пересмотре