Президент России Владимир Путин принял участие в пленарном заседании Общероссийского форума «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития».
Форум проходил 14 и 15 января в Ломоносовском корпусе Московского государственного университета и был посвящён вопросам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
В заседании также приняли участие Уполномоченный по правам человека в России Элла Памфилова, Президент Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации» Лео Бокерия, секретарь Общественной палаты Александр Бречалов, директор образовательной организации «Дом знаний» Ирина Гусева.
Перед началом пленарного заседания глава государства осмотрел выставку общественных проектов, ориентированных на помощь детям, молодёжи, людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
***
Тезисы выступления Президента Лиги здоровья нации, академика Л.А. Бокерия на форуме:
Представляем информацию от имени всех операторов Президентской программы поддержки развития институтов гражданского общества. Выражаю общее мнение грантооператоров и грантополучателей: благодарим нашего Президента за наличие самой программы, повышенное внимание к вопросу, за активное участие государства в становлении и развитии гражданского общества.
Понятно, что становление и развитие гражданского общества - это неотъемлемая часть демократического развития социального государства. Важно, чтобы гражданские институты могли эффективно отстаивать интересы и права представляемых ими общественных групп и движений, достигать многосторонних договорённостей в разных сферах общественной жизни и контролировать их соблюдение.
Также очевидно, что сегодня для развития гражданского общества и реализации, присущих ему основных функций, а так же экономической состоятельности третьего сектора необходима поддержка государства.
Президентской программе поддержки развития институтов гражданского общества в этом году исполняется 9 лет. В 2006 году первые гранты распределялись через Общественную палату Российской Федерации. Потом было принято решение о разделении представительских, экспертных, контролирующих функций ОПРФ и операторских функций по предоставлению грантов.
В 2007 году организация конкурсов, экспертная оценка проектов, предоставление грантов некоммерческим неправительственным организациям для реализации социально значимых проектов и контроль целевого расходования средств были поручены грантооператорам - инфраструктурным общественным организациям, специализирующимся на различных направлениях общественной деятельности. В последующие годы менялись грантооператоры, происходила ротация, но сам принцип оставался неизменным - на основании Распоряжения Президента Российской Федерации одни некоммерческие организации становились операторами по предоставлению грантов другим некоммерческим неправительственным организациям.
Программа структурно и содержательно менялась; при этом она развивалась и совершенствовалась. Изменения в своей основе имели позитивный характер. Увеличились объёмы финансирования: с 1 млрд. 200 миллионов в 2007 году до 3 млрд. 700 млн. - в 2014-ом. С большим удовлетворением отмечаем существенное увеличение финансирования, по разделу охраны здоровья и формирования здорового образа жизни: со 150 млн. в 2007-ом году до 824 млн. в 2014-ом.
Серьёзным образом расширились и направления финансирования, которые были приведены в соответствие с налоговым кодексом.
С учетом запросов грантополучателей некоторые направления были подробно сегментированы и детализированы, что в свою очередь позволило увеличить количество заявок на получение грантов.
В 2007 году по всем тринадцати направлениям финансирования поступило 4200 заявок, а в 2014-ом году - при тридцати двух направлениях финансирования - 11 751 заявка. Рост объема заявок происходил в основном за счёт регионов. Т.о. на лицо возросшая активность некоммерческого сектора в регионах и рост доверия к программе предоставления грантов. Говорю об этом потому, что в первые годы неоднократно слышали признания, что люди просто не верили в возможность получения грантов на столь высоком уровне.
Увеличилась и средняя сумма гранта: с 950 тыс. рублей в 2007 году до 2 млн. 700 тыс. - в 2014 году (Данные по всем грантооператорам). Ещё одним важным, на мой взгляд, показателем является сумма привлечённых денег.
По данным Лиги здоровья нации в 2007 году на один рубль гранта в среднем было привлечено 98 копеек софинансирования. В 2008 году - и того меньше - всего 10 копеек на рубль. Но уже в 2013- ом году на 1 грантовый рубль приходилось 3,5 привлечённых рубля. Это означает рост экономической состоятельности, статуса и авторитета победителей конкурса грантовой президентской программы, и, что не менее важно, рост инвестиционной привлекательности их проектов.
Конечно, не все проекты соответствуют конкурсным требованиям, как по формальным признакам, так и по содержательным. Оставляют желать лучшего многие проекты по таким фактором, как финансовое обоснование, целеполагание, масштабность, эффективность, тиражируемость и т.д.
Грантооператорами во взаимодействии с Общественной палатой РФ была проделана большая работа по повышению квалификации сотрудников ННО, обучению проектной деятельности, повышению качества и проработки предоставляемой документации. Регулярно проводились семинары по разъяснению требований к заявочной и отчётной документации, на постоянной основе проходили он-лайн консультации. Для удобства грантополучателей была проведена работа по унификации и сближению требований к заявкам, критериям отбора и документам отчётности всех грантооператоров. В той степени, в какой это возможно. Поскольку существует специфика деятельности, и нет объективной возможности полностью унифицировать документооборот.
Был организован общий информационный портал на сайте Общественной палаты РФ. Любой желающий может получить интересующую его информацию по конкурсам грантов. Кстати, даже простой количественный анализ тематики заявок (из какого региона каких заявок больше поступает) может дать повод для серьёзных управленческих решений.
Два раза - в 2012-ом и в 2013-ом годах, по поручению ОПРФ мы проводили мониторинг исполнения майских Указов Президента в части деятельности органов исполнительной власти по формированию здорового образа жизни. Выяснялось мнение профильных общественных организаций по этому поводу. Опросные листы рассылались по базе данных Лиги здоровья нации (это более 1500 организаций, работающих в сфере охраны здоровья и формирования здорового образа жизни. Там были, и победители разных лет, и организации, не получавшие гранты).
Выяснилось, что деятельность органов власти в сфере здравоохранения, в большинстве регионов не вызывала особых нареканий. Деятельность в сфере развития физической культуры и спорта расценивалась в большинстве случаев как удовлетворительная, а вот деятельность в образовательной сфере, а так же информационная политика властей, направленная на пропаганду ЗОЖ, в ряде регионов оценивалась как неудовлетворительная. Мы сравнили эти результаты с тематикой заявок из регионов, и увидели, что в тех регионах, где было зафиксировано недовольство деятельностью властей в образовательной сфере - проекты НКО были направлены как раз на формирование ЗОЖ в образовательной среде. А недовольство информационной политикой выразилось в увеличении в этих регионах пропагандистских проектов НКО. Таким образом, на основании довольно несложных сопоставлений можно делать вполне объективные выводы и принимать управленческие решения. Поэтому хотелось бы, чтобы анализом информации на портале ОПРФ занимались не только общественники-энтузиасты, но и представители исполнительной власти... Общественная активность - один из существенных векторов для выяснения проблемных зон и принятия эффективных управленческих решений.
Сейчас есть окончательная определённость с «предметом» финансирования в рамках грантовой поддержки ННО: финансируются проекты, а не текущая деятельность организаций. Необходимость переходить на программно-целевой принцип финансирования очевидна. В противном случае очень трудно считать эффективность потраченных денег.
Конечно, деятельность не всех общественных организаций носила и носит проектный характер, что многим нужно реструктуризировать свою деятельность, изменить подходы и принципы работы. Поэтому и были организованы школы и центры обучения проектной деятельности для НКО. Мы полностью поддерживаем предложение ОПРФ по созданию выездных школ на базе региональных общественных палат. Принципы целесообразности, результативности и эффективности целевого финансирования требуют и определённых форм деятельности и определённых форм отчётности. С этим необходимо считаться и подходить к этому со всей ответственностью.
Со своей стороны мы выражаем надежду на продолжение Президентской программы поддержки развития институтов гражданского общества и призываем к консолидации все здоровые общественные силы, заинтересованные в конструктивном диалоге с государством и бизнесом, в развитии и реформировании важнейших областей общественной жизни на основах сотрудничества и взаимодействия.
Спасибо за внимание.
Смотреть фоторепортаж:
Продолжение фоторепортажа:
Читайте также:
Выступление Президента России Владимира Путина на форуме
Финансирование программы поддержки социальных НКО за 7 лет увеличилось в три раза
«В обществе начинают понимать, что деньги через некоммерческие организации реально доходят до цели»
Смотрите также:
Президент встретился с участниками форума, собравшим представителей НКО со всей России
В здании библиотеки МГУ открылся гражданский форум, собравший представителей НКО со всей России
Путин выступит на форуме «Государство и гражданское общество»
В Москве проходит форум, посвященный деятельности НКО
Владимир Путин участвует в пленарном заседании форума «Государство и гражданское общество»
На общероссийском форуме обсудят поддержку НКО и распределение грантов